Разносклоняемые существительные — это ровно 12 слов. Они склоняются не так, как все остальные слова.
Склонять — значит изменять по падежам. Так вот когда мы эти существительные склоняем, они выглядят не так, как все «нормальные».
Познакомимся с ними.
10 на -мя
Первые 10 из 12 заканчиваются на мя. Я их сгруппирую, чтобы они немного «рифмовались», и вам было проще их запомнить:
- Бремя, время.
- Семя, стремя.
- Племя, темя.
- Имя, вымя.
- Знамя, пламя.
Другой способ их запомнить — сочинить историю.
Например.
- Вы видите пламя.
- Вокруг него племя.
- У племени знамя.
- На знамени имя.
- И вдруг — что за диво! Под именем вымя!
- Вы чешете темя.
- Да, сложное время.
- Да, тяжкое бремя.
- И сели на лошадь, продев ногу в стремя.
- Осталось придумать вам только про «семя«.
Попробуйте придумать для себя сами какой-нибудь похожий рассказ. Чем более он будет необычным или смешным — тем лучше.
Чем больше эмоций — тем быстрее мы запоминаем информацию.
Склоняются эти слова так. Я просклоняю в таблице слова «племя» и «семя», все остальные слова изменяются точно так же.
Падеж | Вопрос | Форма в единственном числе | Форма во множественном числе |
Именительный | кто? что? | племя, семя | племена, семена |
Родительный | нет кого? чего? | нет племени, нет семени | нет племен, нет семян |
Дательный | даю кому? чему? | даю племени, даю семени | даю племенам, даю семенам |
Винительный | виню кого? что? | виню племя, виню семя | виню племена, виню семена |
Творительный | творю с кем? с чем? | творю с племенем, с семенем | творю с племенами, с семенами |
Предложный | предложение о ком? о чем? | предложение о племени, о семени | предложение о племенах, о семенах. |
«Путь»
«Путь» — тоже разносклоняемое слово. Я просклоняю его в таблице.
Падеж | Вопрос | Форма в единственном числе | Форма во множественном числе |
Именительный | кто? что? | путь | пути |
Родительный | нет кого? чего? | нет пути | нет путей |
Дательный | даю кому? чему? | даю пути | даю путям |
Винительный | виню кого? что? | виню путь | виню пути |
Творительный | творю с кем? с чем? | творю с путём | творю с путями |
Предложный | предложение о ком? о чем? | предложение о пути | предложение о путях |
И последнее, наконец-то.
«Дитя»
Мне кажется, что у этого разносклоняемого существительного самые интересные формы из всех предыдущих.
Падеж | Вопрос | Форма в единственном числе | Форма во множественном числе |
Именительный | кто? что? | дитя | дети |
Родительный | нет кого? чего? | нет дитяти | нет детей |
Дательный | даю кому? чему? | даю дитяти | даю детям |
Винительный | виню кого? что? | виню дитя | виню детей |
Творительный | творю с кем? с чем? | творю с дитятей | творю с детьми |
Предложный | предложение о ком? о чем? | предложение о дитяти | предложение о детях |
Заключение
Итак, разносклоняемые существительные — это:
- 10 на -мя.
- «Путь».
- «Дитя».
Выучите таблицы их склонения, чтобы не путаться.
Будьте особенно осторожны с «дитятей».
Связь со мной (индивидуальные уроки и пр.) — см. Контакты.
Все мои статьи про существительное
Вот ссылки на все статьи про существительное, которые я уже опубликовал на сайте.
- Общая статья про существительное.
- Разряды существительных.
- Конкретные (стол).
- Вещественные (масло).
- Собирательные (листва, профессура).
- Отвлеченные/абстрактные (любовь).
- Род имен существительных.
- Мужской род (дед, папа, дядя).
- Женский род (ночь, мама).
- Средний род (солнце, тепло).
- Общий род (плакса, грязнуля).
- Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
- Нарицательные и собственные имена существительные.
- Число существительных.
- Падеж существительных.
- Склонение существительных.
- Неизменяемые существительные (пальто, кофе).
- Начальная форма существительных.